Столь быстрый рост товарооборота говорит об укреплении торгово-экономических связей между странами Союза, развитие которых в предыдущие годы оставляло желать лучшего. Причем темпы роста взаимной торговли лишь немногим отставали от темпов роста внешней (35,1%), которая гораздо более зависит от экспорта энергоресурсов и в условиях хорошей ценовой конъюнктуры на рынке углеводородов обычно растет гораздо быстрее. Как следствие, доля внутрисоюзной торговли во внешнеторговом обороте ЕАЭС за прошлый год почти не изменилась, лишь незначительно уменьшившись (с 14,9 до 14,6%). При этом у Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии она, напротив, увеличилась, и лишь у России, которая является главным в ЕАЭС поставщиком углеводородов на внешние рынки, немного сократилась.
В абсолютном выражении объем взаимной торговли России со странами ЕЭАС за прошлый год составил 45,8 млрд долл. Для сравнения: почти на такую же сумму РФ в предыдущем 2020 г., за который есть официальные данные Росстата по внешнеторговому обороту в страновом разрезе, поставила товаров в Китай (49,1 млрд долл.). В следующие за ним по этому показателю Нидерланды (24,8 млрд) и Великобританию (23,2 млрд), занимавшие в 2020 г. второе и третье место, российских товаров было поставлено почти вдвое меньше, чем в страны ЕАЭС. В прошлом году Россия поставила товаров Белоруссии на такую же сумму (23,3 млрд.), как и годом ранее Британии, а экспорт в Казахстан (18,5 млрд) за 2020 г. оказался таким же, как прошлогодние объемы поставок товаров в Германию (18,6 млрд). То есть экспорт России в страны ЕАЭС сопоставим с ее поставками крупнейшим экономикам мира.
Примечательно, что данные по взаимной торговле ЕАЭС за 2021 г. в обзоре ЕЭК представлены и в рублях. Совокупный товарооборот Союза за прошлый год в рублевом выражении достиг 5 344,4 млрд. Из этой суммы 3 371,9 млрд руб. составила внутрисоюзная торговля России и еще 1 285,3 млрд – Белоруссии, на долю которых приходится подавляющая часть взаимного товарооборота. При этом Белоруссия поставила странам ЕАЭС товаров вдвое больше, чем Казахстан (563,0 млрд), заметно опережающий ее по размеру экономики. Впрочем, внутрисоюзная торговля Белоруссии более чем на 90% состоит из торговли с Россией, с которой она связана теснейшими торгово-экономическими, транспортными, технологическими и производственными связями. Объем взаимной торговли Киргизии (65,4 млрд) и Армении (58,8 млрд) за прошлый год сравнительно невелик, что объясняется небольшим объемом их экономик.
По темпам роста торговли со странами ЕАЭС на первом месте в прошлом году оказалась Киргизия (44,9%), сумевшая существенно нарастить поставки странам Союза металлов и текстильных изделий. Важность показанного Киргизией результата связана с тем, что долгое время заметных успехов в плане наращивания торговли с партнерами по Евразийскому союзу она не демонстрировала. Второе место по этому показателю за прошлый год с практически одинаковым результатом занимают Казахстан (34,9%) и Россия (34,3%), показавшие высокие показатели наращивания поставок продовольствия, металлов и металлоизделий, а также древесины и целлюлозно-бумажных изделий. В третьей группе по темпам роста внутрисоюзной торговли оказались Армения (25,2%) и Белоруссия (24,7%). У первой из них наиболее заметное место занимают поставки на внутренний рынок ЕАЭС продовольствия, сельскохозяйственного сырья и текстиля, а у второй – продовольствия и металлов.
Торговля с ЕАЭС для разных его участников имеет неодинаковое значение, что связано с такими факторами, как географическое положение, структура внешнеэкономических связей, номенклатура экспорта и размеры экономики. Наименьшую долю ЕАЭС по итогам прошлого года занимает во внешнеторговом обороте России (8,9%), которая при этом является главным инициатором его создания и «становым хребтом». Для прочих участников объединения торговля с ЕАЭС значит гораздо больше. Так, во внешней торговле Казахстана удельный вес Союза в стоимостном выражении составляет более четверти (25,7%), Армении – более трети (35,3%), а Киргизии (47,4%) и Белоруссии (50,6%) – около половины. Для большинства стран ЕАЭС главным экономическим партнером является Россия, которая выступает и как рынок сбыта, и как ключевой поставщик жизненно важных товаров.
По данным торговой статистики ЕЭК за прошлый год, у трех государств-участников ЕАЭС удельный вес экспортных поставок в Россию превышал 90% их внтрисоюзной торговли. К числу этих стран принадлежат Армения (95,3%), Белоруссия (93,9%) и Казахстан (90,4%). И лишь Киргизия в силу своего отдаленного географического положения почти в равной степени ориентирована на рынки России и Казахстана с небольшим преобладанием первой из них. Для самой же России наиболее значимой является торговля с Белоруссией и Казахстаном, на долю которых приходится соответственно 50,8 и 40,4% ее взаимной торговли. Что касается Армении и Киргизии с их небольшими на общем фоне экономиками, то их удельный вес в совокупности составляет чуть менее 9% общесоюзного товарооборота.
Рост объема внутрисоюзной торговли лишь наполовину являлся следствием повышения цен на энергоносители и прочие товары, которое наблюдалось на протяжении всего прошлого года и внесло существенный вклад в увеличение стоимостных показателей. Заметно выросли и физические объемы торговли, что говорит о повышении спроса на них со стороны стран-импортеров. По подсчетам Евразийской экономической комиссии рост взаимной торговли в прошлом году на 31,9% был вызван повышением цен и на 18,6% - увеличением физических объемов поставок. Если же весь прирост взаимной торговли за прошлый год взять за 100%, то вклад инфляции и наращивания физических объемов поставляемых товаров будет почти равным. В аналитическом обзоре ЕЭК отмечается, что повышение цен обусловило прирост взаимной торговли в прошлом году на 58%, а рост товарной массы – на 42%.
По укрупненным товарным группам в структуре взаимной торговли ЕАЭС наиболее значительное место занимают товары промежуточного назначения (62,7%), используемые не для конечного потребления, а для дальнейшего производства товаров и услуг. К ним относится все необходимое для дальнейшего производства сырье, включая нефть, газ, руды, древесину, металл и т. п. Потребительские товары, используемые покупателями для конечного потребления, по итогам прошлого года занимают во внутрисоюзном товарообороте 26,2%. Последнее место в этом ряду принадлежит инвестиционным товарам (8,6%), необходимым для производства других товаров, а не для приобретения потребителями. К этой группе относятся станки, различное технологическое оборудование и т. п. В целом такая структура торговли свидетельствует о недостаточном уровне развития обрабатывающей промышленности.
Торговля промежуточными товарами продемонстрировала в 2021 г. и самые высокие темпы роста, вдвое опередив по этому показателю торговлю потребительскими, и в полтора раза – инвестиционными. Во многом это являлось отражением быстрого роста цен на энергоносители, которые и составляют большую часть промежуточных товаров. Однако сама по себе структура торговли в ЕАЭС по укрупненным товарным группам в сравнении с предыдущим 2020 г. изменилась незначительно, что говорит об отсутствии глубинных сдвигов в отраслевой структуре союзных экономик. В период пандемии, который пришелся на два предыдущих года, ключевой задачей экономических властей являлось смягчение последствий кризиса и его преодоление. Единственным исключением, да и то преимущественно в России, стала медицинская и фармацевтическая промышленность, продукция которой была востребована рынком.
Высокие темпы роста взаимной торговли стран ЕАЭС в прошлом году свидетельствуют об экономической устойчивости объединения, имеющего значительные перспективы для дальнейшего развития. А в условиях санкционного давления на Россию и Белоруссию роль внутрисоюзного рынка может еще более возрасти.
Автор: Александр ШУСТОВ
Источник: РИТМ ЕВРАЗИИ