6 апреля 2021

Антон Пыльнов

В глобальном мире есть различные экономические системы, изучение и перспективы их развития, давайте оставим профессиональным экономистам. Нас интересует две, которые на данный момент вступили в фазу противостояния и ситуация становится все более горячей и напряженной.

Это противостояние пришло на смену противостоянию двух государств (СССР и США), где боролись политические системы и экономические.

Результат нам известен и последствия, до сих пор отражаются на нас. С тех пор мир изменился, он стал глобален. Производственные, торговые, логистические процессы затрагивают различные страны и интегрированы в них. Борьба двух систем оказывает очень сильное влияние на нас и наш бизнес, давайте немного в этом разберемся и проанализируем.

Итак:

1. Западная либеральная рыночная экономика, где ставка делается на частный бизнес (ЕС и США). 

2. Госкапитализм, где определяющая роль государства играет большое значение (Китай).

На данный момент мы можем видеть начало жесткого противостояния этих систем и от исхода этой борьбы глобальная торговля может качнуться в разные стороны. В любом случае, в стороне никто не останется.

9-10 апреля 2019г в Брюсселе прошел очередной саммит ЕС-Китай, на котором Европа решила противостоять экспансии китайской модели госкапитализма. Основные претензии, которые были озвучены в сторону КНР, что после вступления в ВТО в 2001 году, Китай строго не следует правилам свободной торговли и тем более не перенимает либеральную модель рыночной экономики, проводит политику государственного субсидирования ряда отраслей промышленного производства. Все это ведет к перепроизводству определенных видов товаров и демпингу на мировом рынке.

В то же время КНР ограничивает доступ на свой рынок иностранным инвесторам и компаниям, заставляя их организовывать совместные предприятия и делиться своими технологиями. США и Европа стали этого очень опасаться и, по сути, сейчас идет битва за технологии, чтобы Китай их не получил.

Ничего вам не напоминает?

Россия вступила в ВТО в 2012 году и полноценный эффект мы должны были начать получать с 2018 года, но, ситуация с Украиной и введение санкций очень затормозили этот процесс. Запад больше не хочет наступать на те же грабли, как с Китаем, поэтому подстраховался, введя торгово-экономические ограничения в отношении РФ.

В этой борьбе каждый отстаивает свои интересы. Китай инвестирует в европейские страны с худшей экономикой (Италия, Болгария, Греция и т.д.), внося раскол в ЕС, реализуя план по новому Шелковому пути, где Россия остается в стороне. США и Европа совместно противостоят КНР и в то же время пытаются занять первое место в торговле с системным противником.

России пока не очень получается быть системной и участвовать в этой борьбе, но тенденции и стремления понятны. Пандемия, которая случилась и идет, только подогрела риторику и ускорила и так очень быстро идущие процессы и изменения в противостоянии.

Бизнесу надо минимизировать потери, которые он понес в связи с ограничениями и это коснулось всех.

Здесь есть несколько вариантов решения:

1. Повышение налогов и расширение их линейки (Великобритания);

2. Снижения градуса противостояния между государствами и экономическими системами, отмена или пересмотр санкций, для улучшения экономических показателей;

Это конструктивный путь, но в бизнесе нет друзей и лодка может качнуться в другую сторону.

Сейчас США находится в острой фазе противостояния и пытается давить на ЕС и КНР, может они дрогнут и примут наиболее выгодные условия для Америки. Ничего личного, только бизнес – фраза Аль Капоне, как ничто другое, отлично подчеркивает рыночно-либеральную экономическую позицию США. В любом случае, любые системные изменения и мировые кризисы, как возможность получения прибыли в новых условиях.