17 апреля 2021

Наступил новый 2021 год. Конечно он принес нам не только новые цифры на календаре, но и определенные изменения, как в законодательстве, так и в организации внешнеэкономической деятельности. 

Об это мы беседуем с Андреем Валерьевичем Возмиловым, генеральным директором национальной платежной системы "Таможенная карта". 

Справочно. "Таможенная карта" — технологическая компания, часть цифровой экономики. "Таможенная карта" — первый оператор таможенных платежей в России. Вот уже 20 лет они создают и реализуют решения для оптимизации процессов ВЭД в компаниях

ВЭД24: 2021 год принес нам изменения в сферу ВЭД. Какие из них вы можете выделить и как они отразятся на сегодняшних участниках рынка?

А. Возмилов: Действительно, изменений на рынке происходит очень много, причем они затрагивают довольно широкие аспекты: ВЭД, логистика, транспорт и так далее. Однако, я бы хотел выделить три инициативы, которые мы считаем на сегодняшний момент наиболее актуальными. Они и повлияют на рынок в наибольшей степени в ближайшее время. 

Первое – это изменение процедуры обязательной сертификации импортных товаров

Итак. 2021 год принес изменение порядка регистрации деклараций о соответствии, изменился порядок формирования и ведения единого реестра деклараций. Это, конечно, знаковое событие, однако нельзя сказать, что оно глобально меняет конфигурацию на рынке. Рынок к этому готов. Ключевая цель здесь – это то, что сегодняшние органы сертификации, а это как правило коммерческие компании, лишаются права регистрировать такого рода декларации о соответствии самостоятельно. Теперь это возлагается на владельца груза и будет фиксироваться усиленной цифровой подписью. Это техническое решение определено и протестировано, реализуется оно на базе государственной информационной системы «Росаккредитация», которая уже благополучно функционирует и не имеет нареканий к своей работе. 

Следует отметить, что эти изменения на данный момент исключительно для Российской Федерации. Будет ли подобное в остальных странах ЕАЭС, такой информации пока нет. 

А что касается участников рынка, то они уже сегодня ищут правильные и эффективные варианты - как эти изменения адаптировать. Изначально, с 1 января, подобную регистрацию может осуществлять сам декларант или владелец груза со своей подписью. Также, он может передать свои права органам регистрации, и вести часть этого бизнес-процесса с помощью специализированных организаций и компаний. 

В целом мы, конечно, приветствуем эти изменения, считаем, что качество декларирования товаров повысится, поскольку больше ответственности будет непосредственно на владельце груза и декларантах.  В том числе это поможет решить вопрос с компаниями-однодневками, «серыми сертификационными лабораториями», которые недостаточно качественно осуществляли свою деятельность и в последствии вызывали проблемы у клиентов.

 ВЭД24: Вводимые изменения в процедуре сертификации – как они отразятся на участниках ВЭД? 

А. Возмилов: Если смотреть на ситуацию глобально – это хорошо. Сложно сказать, как все пройдет в 2021 году, скорее всего, в первой половине года, ситуация сильно не поменяется, а к 2022 году все процессы наладятся и станут привычными. 

«Разовые» лаборатории, скорее всего, будут уходить с рынка в связи со снижением их рентабельности. Но это только в ближайшем будущем.

 ВЭД24:С 1 января 2021 года введена обязательная маркировка на некоторые категории ввозимых в Россию товаров: табак, шубы, обувь, парфюмерию, товаров легкой промышленности и одежды. Что ожидать бизнесу и участникам ВЭД? Какие можно дать рекомендации?

А. Возмилов: После изменений процедуры сертификации ввозимых товаров, второе знаковое событие – это обязательная маркировка на некоторые категории ввозимых в Россию товаров.

Значимым событием 2021 года является продолжение процесса введения маркировки товара. Это глобальный тренд в Российской Федерации, который был запущен еще в 2016 году и направлен на борьбу с контрафактом. Основная его идея и акценты направлены на создание правовой среды, единой платформы и информационной базы «в цифре», которая будет накапливать информацию о маркированных товарах, ввезенных на территорию РФ и поступающих в дальнейшем на рынок.     

На текущий момент процесс формирования нормативной базы закончен. База есть, она достаточно полноценна, не вызывает больших нареканий и проблем с адаптацией. Построена информационная платформа, которая работает и протестирована. Единый оператор данной системы – «Центр развития перспективных технологий», которому принадлежит бренд «Честный знак». Это удобный сервис для частных лиц, который можно установить на телефонипри сканировании продукта узнавать необходимые данные. Признаться, я сам с большим удовольствием пользуюсь этим сервисом. 

Итак, что касается маркировки продукции в России. Первыми это были изделия из меха. Затем, в октябре 2020 года, был запущен пилотный проект по маркировке обуви. И вот теперь, с 1 января 2021 года, в наших магазинах может продаваться только маркированная обувь. Начала производиться маркировка табачных изделий и лекарственных препаратов, фотопродукции, парфюмерной продукции. Также, с октября 2020 года, стартовал пилотный проект по автомобильным шинам, соответственно с этого года шины также маркируются. Весной начнется запуск проекта, ориентированный на маркировку молочной продукции. Это первая группа пищевых продуктов, которая будет промаркирована.

Государство борется с контрафактом, а его иногда бывает довольно много.Например, по данным ФТС, около 42% контрафакта приходится на обувь и изделия подобного рода. 

Инициатива и значимость этого подхода - очевидны. Важно также то, что создана необходимая цифровая среда для эффективной работы системы. 

Куратором этого направления выступает Министерство промышленности и торговли, при взаимодействии с Федеральной налоговой службой и Министерством финансов.  

 ВЭД24: Стоит ли бояться новых правил маркировки товаров?

А. Возмилов: Бояться точно не нужно. В качестве примера расскажу о введении акцизной марки для маркировки алкоголя. У нас алкоголь сильно укрупнен, есть гигантские компании со своим объёмом ресурсов и практически нет маленьких операторов. Все думали, что маркировка алкоголя будет затратным процессом. В итоге все работает, ничего страшного не произошло. Просто нужно понимать этот процесс, определять его стоимость и смотреть, что происходит на рынке.

Андрей Возмилов: Бояться изменений не стоит. Нужно понимать процесс и следить за изменениями на рынке

Второй пример - это процесс введения фискальных аппаратов в розничной торговле, когда появилось требование отправки чека в режиме «онлайн» в налоговую службу.  Что тогда началось? Правильно, говорили, что малый бизнес не выживет. Но ничего подобного. 

С точки зрения текущих изменений по маркировке - да, это затратно. Организации, которые будут заниматься маркировкой, поставкой и продажей, скорее всего эти затраты переложат на потребителя. И хотя сама марка стоит 50 копеек, плюс требуется 2Д-сканер, но в целом это небольшие затраты.

Единственная проблема здесь может быть в том, что на старте этого процесса предложение по самим маркам и ПО может быть ограничено. Но в последствии будут появляться более дешевые варианты. По нашим оценкам данные затраты окупятся в течении года.

Однако существуют и плюсы для продавцов. Фактически у добросовестных продавцов увеличится рынок. Контрафакт будет «выдавливаться», а потребителей легальной продукции станет больше. Не стоит забывать, что маркировка – хороший инструмент, который помогает Федеральной таможенной службе в борьбе с контрафактом.

 ВЭД24: 2020 год принес нам новые стандарты осуществления хозяйственной и торговой деятельности – удаленная работа. В разы активизировалась торговля с применением дистанционных технологий, в том числе и международная. Какие новации нам стоит здесь ожидать?

А. Возмилов: Да, помимо изменений в процедуре сертификации ввозимой продукции и введения обязательной маркировки на ряд ввозимых и реализуемых на территории РФ товаров нас ждет еще одна интересная инициатива 2021 года – это введение операторов интернет-торговли. 

В 2020 году ФТС России начала активное обсуждениевопроса о введении интернет-операторов. Для рынка это очень значимый проект, обсуждение велось в том числе на площадке ЕАЭС. Уже созданы рабочие органы и в ближайшее время ожидаются оформленные решения по этой части. 

Федеральной таможенной службой предлагается следующее:

- выделить товары интернет-торговли в отдельную категорию; 

- ввести специальные формы декларирования (упрощенный вариант для физических лиц);

- ввести понятие «оператор интернет-торговли», наделив его определенными обязанностями и полномочиями, который будут отвечать за взаимодействие с зарубежными интернет-площадками и обеспечивать весь процесс от момента совершения покупки, до доставки непосредственно покупателю в РФ. 

Также ФТС РФ предполагает к товарам интернет-торговли применить процедуру таможенного склада.

От себя хочу добавить, что уже давно наметился тренд перехода покупателей в плоскость интернет-торговли. И безусловно пандемия ускорила процесс цифровизации. По данным ФТС заметен достаточно серьезный всплеск интернет-покупок. Так, объём покупок в зарубежных интернет-магазинах увеличился к 2019 году с 350 тыс. до 860 тыс. посылок. По количеству таможенных сборов произошло двойное увеличение объёмов. Планка по беспошлинной части сдвинулась в начале 2020 года с 200 до 500 евро.

Работа ведется серьезная. В будущем хотелось бы получить более оптимальный сервис, чтобы при покупке любого товара в магазинах Европы, можно было одним нажатием кнопки оплачивать пошлину и все соответствующие логистические затраты. Наша компания уделяет серьезное внимание сервисам для физических лиц, поэтому это направление для нас очень важно. Мы видим, что рынок растет и здесь есть потребность в подобных сервисах.

ВЭД24: Введение института операторов интернет-торговли поможет стимулировать экспортную деятельность российских хозяйствующих субъектов?

А. Возмилов: Представляется интересным следующий момент, допустим, российская компания продает свою продукцию через Ebay в Германию. Так вот в Германии все организовано для хорошей реализации этой сделки. А как у нас?

В свое время мы проводили исследование, связанное с уровнем цифровизации таможен и сервисов, связанных с ВЭД в разных странах. Так вот, Германия по цифровизации занимает 1 место в мире, а Россия - на 75 месте. 

Сегодня мы получили доступ на все интернет-площадки, при этом нет государственных ограничений. Если хотите – можете покупать товары на Amazon или Ebay без всяких проблем.

Однако возникают проблемы у компаний, занимающихся доставкой, у логистических компаний. Они не всегда могут быстро и оперативно поставлять информацию в ФТС о товаре и совершать платежи (пошлины).  

Как раз здесь нужен адекватный работающий механизм, который свяжет физлиц, логистические компании, таможенные органы. Механизм, работающий по принципу «в один клик». Механизм нужен, его пока нет. ФТС движется в направлении систематизации данных процессов, поэтому появляется такой оператор, который предлагает подобный сервис.

ВЭД24: Таможенная карта - это инструмент цифровой среды

 ВЭД24: Ваш продукт «Таможенная карта» - инструмент цифровой среды. Расскажите о преимуществах ее использования, о перспективах проекта. 

А. Возмилов: «Таможенная карта», как компания образовалась в 2000 году, когда основной проблемой были расчеты с ФТС по таможенным платежам. Современные цифровые сервисы отсутствовали и в основном оплата таможенных пошлин осуществлялась банковским переводом. Сами платежи шли до пяти дней. Тогда пошлина определялась по курсу валюты товара поставщика на момент растаможки. Курс меняется и нужно было угадать какой курс. Клиентам приходилось заранее авансировать большие суммы, чтобы потом быстро получить груз и отправить его в свой оборот. Тогда появился сервис «Таможенная карта». Он позволил осуществить платежи практически онлайн и не требовал авансирования. Мы работаем без выходных, в режиме 24/7, при этом мы не привязаны к банкам и контрагентам. 

Сегодня таможенные посты работают без выходных, включая все праздники, но при этом банки, например, в праздничные дни не работают. Однако владельцы таможенных карт имеют возможность производить расчеты при растаможке груза в любое время без привязки к работе банков. Это как аналог кредитной или дебетовой карты физического лица, который в любое время может осуществить покупку и оплатить ее. В этом основные преимущества сервиса «Таможенная карта». 

Сейчас мы определяем новые направления, сервисы и цели. Сегмент таможенных платежей нами отработан практически на 100 процентов, наши клиенты рассчитываются с таможней в «он-лайне». Поэтому мы обратились к проблеме декларирования товаров. Вот, что вызывает вопросы, особенно у клиентов малого и среднего бизнеса. 

В 2020 году мы предложили новые дополнительные услуги по использованию нашей системы декларирования, запустили ряд юридических сервисов. Мы помогаем клиентам решить вопросы с корректировкой таможенной стоимости, представляем их интересы в суде, выступаем арбитром при спорах и проверках ФТС. 

Сегодня «Таможенная карта» - это больше чем расчетный сервис, который безусловно остается базовым, но мы активно развиваем новые направления. 

На сегодняшний день большая часть наших клиентов - импортеры, но мы работаем и с экспортными компаниями, предлагая полноценный сервис и использование наших услуг. Очень много государственных программ идет на стимуляцию российского экспорта, в том числе по малому и среднему бизнесу, предприятия которого пытаются выйти на рынок как экспортеры. Для участников ВЭД никаких особых критериев по использованию таможенной карты нет, большинство из них может ей воспользоваться, как экспортеры, так и импортеры.

Андрей Возмилов: Мы хотим построить универсальный сервис, мы ориентируемся на глобальный процесс

Многие наши сервисы – это хороший инструмент для малого и среднего бизнеса. Мы в целом хотим способствовать продвижению ВЭД в России, готовы объяснять нашим предпринимателям, что ВЭД – это не сложно, дать им сервис обучения, помочь с выходом на рынок, как экспортный, так и импортный.  

Сегодня даже крупные компании заинтересованы в обучении по ВЭД, либо готовы отдавать многие процессы, связанные с таможней и ВЭД на аутсорсинг.   

В перспективемы хотим построить универсальный сервис для клиентов, что-то наподобие «Uber», но для участников ВЭД. Ведь здесь по-прежнему актуальная проблематика, есть много незакрытых вопросов. А с учетом того, что сегодня все движется в область цифровизации, мы уже ориентируемся на более глобальный процесс. 

 

 А. Возмилов о развитии ВЭД в условиях мировой пандемии