3 апреля 2021

Арешев

Справка:

Арешев Андрей Григорьевич — старший научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

О внешнеэкономических связях Центральной Азии

В последние годы, судя по официальной статистике, в число приоритетных экономических партнеров Центральной Азии выдвинулась Китайская Народная Республика, обогнав Россию и другие страны. Это связано с коммуникационными и инфраструктурными проектами, реализуемыми в рамках программы «Один пояс и один путь» на территории стран Центральной Азии. Это значительные инвестиции, увеличение объемов товарооборота, вхождение китайских компаний в долю крупных предприятий (прежде всего – энергетических), перенос некоторых производств из Китая на территорию Казахстана и строительство совместных объектов (предприятий). 

Несмотря на имеющиеся проблемы, укрепляется сотрудничество с Россией и в рамках ЕАЭС, прежде всего у Казахстана. Активно развиваются в последнее время торгово-экономические связи между Россией и Узбекистаном, что можно только приветствовать. ЕС также реализует в Центральной Азии ряд проектов, исходя из собственных экономических и политических интересов. Что касается США, пытавшихся в середине 2000-х годов продвигать проект «Большой Центральной Азии», то показатели товарооборота со странами региона – не столь значительные и не пропорциональны тому политическому влиянию, на которое США как «глобальная» сверхдержава пытается претендовать в этой части мира.

Конечно, внешнеэкономические связи стран Центральной Азии недостаточно диверсифицированы, но в то же время существуют объективные факторы, обусловленные географическим соседством региона с Китаем и Россией. Лидерами стран также ставится задача активизации внутреннего товарооборота.

Об актуальных проблемы Евразийского экономического союза и путях их решения

Проблемы ЕАЭС имеют комплексный характер. Ключевым партнёром России в Центральной Азии по праву считается Казахстан. Ключевое значение имеет стабильный и доверительный политический диалог между руководством наших стран. К примеру, каждый год проходит Межрегиональный экономический форум, в ходе которого обсуждается и решается ряд проблем, и мы видим, что в диалоге между Москвой и Нур-Султаном не существует той доли «истеричности», которая в последние месяцы характеризует диалог между Москвой и Минском. В то же самое время сохраняются проблемы формирования общего продовольственного, энергетического и иных рынков. Особенности ценовой политики российских топливных кампаний приводят к тому, что в Казахстане цены на тот же бензин зачастую значительно ниже, что создает определенный дисбаланс. Эти проблемы решаются по мере их поступления с той или иной скоростью. На 2024-2025 год обозначено создание общих рынков продовольствия, энергетики, снятие основных барьеров в трудовых миграционных потоках. Страны ЕАЭС будут стремиться к этому. 

Отвечая на Ваш вопрос, следует отметить недостаточное использование потенциала Евразийской Экономической Комиссии и, особенно, Суда Евразийского Экономического Союза, о решениях которого осведомлён только крайне ограниченный круг лиц. Приоритетом должно быть создание правовых рамок и совместной экономической деятельности, оперативного и взаимоприемлемого решения всех возникающих проблем. 

О перспективах расширения Евразийского экономического союза

Действительно, периодически экспертами дискутируется вопрос о возможном расширении ЕАЭС за счет Таджикистана, Узбекистана и других стран. Здесь можно вспомнить, что в свое время присоединение к евразийскому интеграционному объединению Армении и Киргизии тоже вызвало далеко не однозначную реакцию, но, тем не менее, позитивные последствия для экономики присоединившихся стран налицо. ЕАЭС будет развиваться, являясь эксклюзивной площадкой для решения тех проблем, возникающих между входящими в него постсоветскими странами

О развитии экономического взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества

Прежде всего, на мой взгляд, Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) – это про безопасность. Что касается экономических многосторонних взаимосвязей в рамках этой организации – они не столь очевидны. Вместе с тем, безусловно, площадка ШОС используется в качестве механизма диалога разных стран.Механизмы ШОС содействуют созданию условий для более предметного обсуждения и реализации трансграничных проектов. Один из примеров – более тесное взаимодействие Ирана, Таджикистана и Афганистана в энергетической сфере. Имеются предположения, что взаимоотношения Таджикистана и Ирана претерпели некоторые позитивные трансформации, благодаря усилиям организации. ШОС – это инструмент, способный быть полезным для налаживания трансграничного экономического взаимодействия.

Материал подготовила Мазурова Анастасия