Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович рассказал журналистам об итогах заседания Высшего Евразийского экономического совета, которое прошло 21 мая в режиме видеоконференции.
- Я хотел бы, в первую очередь, поблагодарить глав государств, которые очень конструктивно рассмотрели вопросы повестки дня и значительно расширили рамки повестки. Были внесены предложения, которые касаются вопросов расширения интеграции. Были озвучены новые идеи, новые предложения, над которыми нам надо работать, большинство из которых были сформулированы не просто концептуально, а были даже изложены возможные подходы. В первую очередь, я хотел бы отметить позицию глав государств о необходимости углубления взаимодополняемости наших экономик, с тем, чтобы решать вопросы продовольственной безопасности и роста взаимной торговли.
Были озвучены интересные предложения, касающиеся финансового рынка, они касались не только вопросов дедоллоризации, но и взаимных расчётов, ценообразования, других актуальных проблем на финансовом рынке. Эту тему мы уже прорабатываем, есть предложения, которые касаются финансового мониторинга, и, в первую очередь, то, что касается администрирования вопросов, связанных с налогом на добавленную стоимость. Есть соответствующие предложения, которые мы уже разработали. Я эту тему обсуждал с Председателем Центрального банка Российской Федерации Эльвирой Набиуллиной, с руководством Национального банка Республики Беларусь и другими ключевыми фигурами, которые действительно во многом определяют политику на финансовом рынке нашего Союза.
Много внимания было уделено вопросам, связанным с достаточно новыми подходами, которые касаются обеспечения лекарствами, и не только в части вакцинации и тех разработок, которые идут по данному вопросу, но и в принципе того, что касается обеспечения внутреннего рынка наших стран современными высокоэффективными лекарственными препаратами и субстанциями для их производства в достаточном количестве. Мы эту тему сегодня выносили на заседание ВЕЭС. Она была поддержана. За что я хочу сказать большое спасибо главам государств и главам правительств, которые достаточно активно работали над формированием первых предложений, касающихся обеспечения лекарствами внутреннего рынка Евразийского экономического союза.
Также вопросы касались семеноводства, это тоже очень актуально для того, чтобы не только минимизировать импорт, но и вместе с тем решать новые задачи обеспечения нашего сельского хозяйства качественными и эффективными сельскохозяйственными товарами.
Безусловно, и определенная критика, щадящая, я бы сказал, критика, но я это воспринимаю очень с высокой степенью ответственности, касалась дальнейшей работы по устранению барьеров и других препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза.
Хотя в принципе за прошлый год, и это отражено в соответствующих документах, которые представлялись главам государств, работа шла достаточно активная: если у нас на начало 2020 года было всего 70 препятствий, из них 19 барьеров, то за прошлый год мы снизили эти препятствия до 58, в том числе до 12 барьеров. Причём сняли достаточно чувствительные позиции, которые действительно сказывались на продвижении товаров. Наибольшее количество барьеров в прошлом году было устранено Российской Федерацией – это 7 из имеющихся барьеров, Армения устранила два барьера, Беларусь – один. По одному было устранено всеми государствами-членами нашего Евразийского экономического союза и по одному – четырьмя из них.
Для того чтобы качественно работать по этим всем вопросам, у нас есть два направления. Во-первых, Комиссия разработала новую методологию по работе с препятствиями, которая уже в текущем году в установленном порядке утверждена Коллегией ЕЭК. Мы полагаем, что она будет способствовать более качественному подходу для того, чтобы устранять барьеры и, самое главное, на что обратили внимание сегодня главы государств, работать на упреждение.
И второе направление нашей работы – это Комитет высокого уровня, который был создан Советом ЕЭК по нашему предложению. Он должен срабатывать в определенной степени на упреждение формирования определённых препятствий и не допускать уже каких-то действительно сложных вопросов, которые потом приходится трудно преодолевать. В рамках работы Комитета высокого уровня по перемещению товаров мы обсуждали проблемные вопросы, которые возникают зачастую на наших границах. В принципе у нас нет таможенного контроля на внутренних границах ЕАЭС, но с учётом того, что еще не до конца унифицированы торговые режимы, осуществляются определенные выборочные проверки и другие мероприятия, которые, я считаю, мешают бизнесу, мешают продвижению товаров.
В этой ситуации наш Комитет высокого уровня по перемещению товаров стремится эти вопросы минимизировать. Сейчас мы активно работаем над проектом соглашения о внедрении электронных навигационных пломб. Оно подразумевает, что грузы пломбируются и перемещаются без дополнительных проверок или контрольных мероприятий. Это очень актуально, мы буквально на следующей неделе планируем проведение целого ряда мероприятий, посвященных этой проблеме, для того чтобы нам успеть в связи с перевозом сезонных товаров, которые сейчас будут перемещаться из стран Центральной Азии в Россию и Беларусь.
Важный вопрос, который сегодня стоял в повестке дня, – это вопрос, связанный с формированием общего рынка газа ЕАЭС. Безусловно, мы ждали и получили проект международного договора в виде соглашения, который разрабатывала российская сторона. Он представлен в конце апреля текущего года, мы направили его в страны и уже провели два мероприятия по сближению позиций.
Мы полагаем, что те контрольные сроки, которые установлены главами государств, позволят в определенной степени ускорить процесс работы над проектом соглашения по формированию общего рынка газа. Уже на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета надо будет докладывать о проделанной работе, это мобилизует, конечно, и Комиссию, и страны для того, чтобы нам найти соответствующие формулировки, которые могли бы устроить всех.
Работа непростая, об этом сегодня говорили главы государств. Но мы полагаем, что те контрольные сроки, которые установлены главами государств, позволят в определённой степени ускорить процесс работы над проектом соглашения по формированию общего рынка газа, поскольку уже на очередном заседании Вашего совета надо будет докладывать о проделанной работе. Это мобилизует Комиссию, мобилизует страны, для того чтобы найти соответствующие формулировки, которые могли бы устроить всех.
Я хотел бы ещё раз поблагодарить глав государств, особенно Владимира Владимировича Путина, которые фактически обозначили позицию по вопросам, касающимся формирования общего рынка газа. В первую очередь, это формирование цен и тарифов на прокачку, что является достаточно чувствительным вопросом для стран-участниц.
Мы полагаем, что будет решен также в рамках этого договора или разработан дополнительный документ по вопросу, который поднимали представители Кыргызстана (частично эта тема интересна и для Армении), который касается закупок газа из третьих стран и порядка обращения этих объемов углеводородов на внутренних рынках.
Безусловно, концептуально проект, я считаю, очень грамотный. Но он допускает и определённые возможности, которые позволяют странам решать некоторые вопросы на двусторонней основе. Насколько это будет приемлемо для всех, покажет результат рассмотрения. Что касается формирования общего рынка газа, в той редакции, которая представлена соответствующим соглашением, говорится о том, что возможно функционирование и межправительственных договоров на двусторонней основе.
Эта тема очень чувствительная, проект договора должен быть разработан в 2021 году, как ранее приняли решение главы государств, и подписан в 2022 году.
Безусловно, было много иных вопросов, которые являются достаточно интересными для развития нашего Союза.
Главы государств высоко оценили доклады в части международного сотрудничества и вопросов, связанных со Стратегическими направлениями развития нашей интеграции, – не только теми, которые записаны в документе, утверждённом 11 декабря прошлого года главами государств, но и несколько шире, особенно в том, что касается темпов экономического роста и источников этого роста. Мы полагаем, что действительно наш Союз может стать реальным центром экономической силы. Для этого нужен экономический рост порядка 4,5-5,5% в год.
В определённой степени сказались проблемы, которые пандемия коронавирусной инфекции создала в первый год нашей работы в 2020 году. Поэтому надо будет, конечно, увеличивать темпы экономического роста, чтобы выйти на тот рост, который записан в наших Стратегических направлениях.
К нашему Союзу проявляют интерес и другие страны, и интеграционные объединения. Это говорит о том, что авторитет Союза уже выдержал проверку времени. Нашей истории семь лет. По историческим меркам это, конечно, небольшой период, но мы уже зарекомендовали себя не только на внутреннем рынке как надежные партнеры, но к нам проявляют интерес и другие страны, причем не только те, которые стали в прошлом году наблюдателями – я имею в виду Кубу и Узбекистан.
У нас идет активная работа на африканском направлении – там ключевой страной является Египет. Идут уже достаточно плотные консультации для того, чтобы через эту страну возможно было продвигать интересы нашего Союза на сопредельные государства.
Сегодня Владимир Владимирович Путин также обозначил, что необходимо активизировать работу по сотрудничеству с Китаем в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и, безусловно, новых торговых соглашений с этой великой страной. Аналогично были выданы рекомендации Комиссии по работе с Индией. Также у нас в работе торговый режим с Индонезией. Я перечислил только 3-4 группы стран, и это говорит о том, что интересы нашего Союза мы можем достаточно активно согласованно продвигать за его пределами.
В первую очередь, Союз создавался, чтобы была взаимодополняемость экономик, чтобы мы укрепляли экономики наших государств, и я хочу с удовлетворением отметить, что в первом квартале текущего года взаимная торговля у нас выросла по сравнению с прошлым годом на 16,7%, а торговля с третьим странами – на 3,9%. Это говорит о том, что у нас достаточно мощный потенциал, и мы действительно можем взаимно поддерживать и взаимодополнять друг друга, обеспечивать рост экономики и повышение благосостояния людей.
Я хочу с удовлетворением отметить, что мы уже много сделали по реализации социальных программ. Это вопросы пенсионного обеспечения – соглашение заработало с января текущего года. Мы подготовили всю необходимую базу. В результате граждане наших стран, независимо от того, где они работают, в каком из пяти наших государств, имеют возможность получать пенсию по суммированным показателям – будет учитываться трудовой стаж, и никаких потерь не будет.
Кроме того, цифровая платформа по поиску работы – очень интересное направление. Люди смогут благодаря цифровому приложению в открытом доступе видеть весь рынок труда нашего Союза и смотреть, где лучше использовать свои интеллектуальные, профессиональные возможности. Это тоже отметили главы государств как позитивное направление.
Хотел бы сказать, что Президент Казахстана, господин Токаев очень чётко обозначил те направления развития нашей интеграции, которые изложены в его обращении к главам государств как председательствующей стороны, и, в первую очередь, вопросы промышленной кооперации. Я рад тому, что главы государств фактически сформулировали поручение, чтобы мы разработали систему финансирования интеграционных проектов для создания трансъевразийских, транснациональных корпораций, которые будут работать без определённого административного ресурса на условиях заинтересованности.
Кстати, мы провели в этом году очень полезное мероприятие – Консультативный совет во взаимодействию с Деловым советом ЕАЭС. Там были представители бизнес-сообществ всех государств, и, безусловно, они очень заинтересованы, чтобы нормативно-правовая база, которая формируется у нас в Комиссии, имела прикладной характер, для того чтобы бизнес-сообщество почувствовало облегчение в тех вопросах, которые ещё не решены до конца. Эта тема будет подниматься на системной основе. Мы в двадцатых числах июня будем проводить встречу с деловыми кругами Беларуси. В марте я такую встречу провёл в Казахстане. Эта подпитка, которая идёт от реального сектора экономики, помогает выстроить нашу работу.
Что касается вопросов финансирования интеграционных проектов, у нас схема уже отработана, мы ее согласовали практически с ЕАБР. Первые предложения с учетом поручения глав государств мы направим в ближайшее время правительствам. Мы уже направляли их в Правительство Казахстана как председательствующей страны. Я полагаю, что эта тема могла бы быть предметом обсуждения на заседании Евразийского межправительственного совета, которое планируется провести в середине августа текущего года.
Таким образом, мы не только констатировали на заседании Высшего Евразийского экономического совета, что проделана определенная работа, но и получили достаточно широкий спектр поручений. Самое главное – что это не просто поручения, но видение того, как главы государств полагают целесообразным развитие тех или иных направлений интеграции. Безусловно, это шире, чем заложено в Стратегических направлениях, но для этого мы и существуем, чтобы раздвигать рамки Договора и ранее принятых решений.
Источник Евразийская Экономическая комиссия