20 февраля 2021

Антон Пыльнов

Справка: Антон Сергеевич Пыльнов, эксперт-аналитик журнала "ВЭД24"; генеральный директор ТД «Партнер»; Руководитель Центра таможенного оформления (ЦТО) СЗФ Компании «Major Cargo Service Санкт-Петербург»; эксперт по работе в условиях внешнеэкономических санкций и ограничений. Опыт работы в сфере ВЭД более 20 лет.

 

Вспоминаю далекий 1996 год. Как раз тогда я окунулся в мир таможенного бизнеса. Барьеры были сняты и заниматься внешнеторговой деятельностью стало разрешено всем нашим, ничего не знавшим о международном бизнесе, согражданам.

Люди «рванули» заграницу в поисках счастливой жизни и выстраивания новых экономических связей.

Основным двигателем внешней торговли стал «Челнок с баулом», но постепенно, более умные и продвинутые, стали организовывать компании, превратившиеся в полноценных участников ВЭД. 

Сейчас,оглядываясь на это время дикого капитализма, вспоминаю весь его романтизм и опасность, приходит понимание огромного пути, которое прошло наше государство в очень сжатые сроки, и вижу, к каким изменениям это привело.

Помню, как вступление России в ВТО в 2012 году вбило последний гвоздь в крышку дикого таможенного бизнеса.  

Работая в этой сфере, я застал все этапы трансформации таможенных органов и государства для быстрого встраивания в глобальную торговую систему:

2008 год – первая электронная декларация на товар (ДТ);

2010 год  – РФ становится полноценным участником международной конвенции от 18 мая 1973 «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция);

2010 год – создается таможенный союз (РФ, РБ, Казахстан);

2012 год –Россия вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО);

2012 год – создается первый ЦЭД (Центр электронного декларирования);

2014 год – создание Евразийского экономического союза ЕАЭС (РФ, РБ, Казахстан, Армения, Киргизия)

2020 год – завершено создание электронной таможни (9 таможен и 16 ЦЭДов), укреплен институт УЭО и наделен специальными преимуществами.

Рост объёмов мировой торговли требует от таможенных органов изменений. Сегодня таможенные органы и бизнес работают сообща, создаются новые формы взаимодействия и осуществления внешнеэкономического бизнеса: зеленый сектор участников ВЭД, таможенные представители, уполномоченные экономические операторы.